К книгам в аудио, которые в России пока еще не получили большого распространения, у нас разное отношение. Множество воззрений ширится от полного неприятия, теми, кто с ранних лет прикипел душой к печатному слову, до восторга со стороны молодых людей, которым нравится шанс избавиться от утомительного чтения. Ведь зачастую на чтение после долгого рабочего дня, тесно связанного с работой на компьютере и посещением интернета (а интернет ведь по сути тоже текстовая среда) зачастую просто нет сил и желания.
В действительности же полезность книги в аудио-формате зависит не столько от от жанра самой книги, которое есть ее основа, а от некоторых характеристик произведения. Возьмем, к примеру, учебные и технические материалы почти всегда не могут обойтись без схем, специфичных выкладок и снимков, то есть того, что аудиокнига передать не может ни при каких условиях. Да и слушать такие материалы, даже если говорить о перечне тем, обходящихся без вышеперечисленного воспринимаются плохо. На ум сперва приходят лекции в высших учебных заведениях, но на практике лекции, не будучи подкреплены записями запоминаются не плохо, а очень плохо. А формат аудиокниг все–таки не подразумевает записи слушателями их смыслав тетради. Вот почему в образовании аудиокниги прижились лишь как элемент, предназначенный для добавления и улучшения понимания уже пройденных материалов (например, для лекций иностранного языка). А пробные переводы в аудио-формат даже научно–популярных статей провалились. Тем паче не стоит заводить разговор о строго научных статьях и выкладках.
Совсем другая ситуация в том, что касается детективов, фантастических произведений, сатиры и прочих жанров. На таком поприще аудиокниги незаменимы. Послушать книгу, перед сном, это как раз то, что нужно. Но и тут нельзя подвести все к одному знаменателю. Даже фэнтезийные книги, с важным философским подтекстом, в виде аудиокниг понимаются зачастую плохо. Один из жанров, где аудиокниги полностью подходят (с точки зрения соответствия формы и наполнения), это книги для детей. Но, часто пользоваться ими не следует, дабы не отбить у дитя стремления к обучению чтению.